ecmoru (ecmoru) wrote,
ecmoru
ecmoru

ЕдРо опять заседало по Химкинскому лесу

Сегодня, 6 сентября, в гостинице "Националь" состоялось заседание Общественного Совета "Единой России" по Химкинскому лесу.

Напомним, что прошлое заседание проходило в отсутствие каких-либо представителей общественных экологических организаций - с вполне предсказуемым итогом. На этот раз заседание оказалось более представительным. Были приглашены многие экологические организации, включая Greenpeace, WWF , CoЭс, Союз охраны птиц. Присутствовали представители Общественной палаты, независимые эксперты, депутаты Госдумы... Ну и , разумеется, "Единой России". Представители "Экообороны" на этот раз были тоже приглашены.

IMG_0452_1.JPG

Со стороны вдохновителей проекта в его нынешнем виде выступили представители ФГУ "Дороги России", "Дорсервиса" и др. Впечатления от слушаний трудно выразить однозначно. Что порадовало - это единство позиции экологических организаций. Представители WWF и Greenpeace сделали заявление о формировании широкой экологической коалиции в защиту Химкинского леса. Напомним, что такая же коалиция создавалась в годы борьбы за Байкал, когда по берегу озера хотели протянуть нефтяную трубу ВСТО. Тогда борьба увенчалась победой. Что же - посмотрим что будет на этот раз. По крайней мере, сегодня общий настрой экологов был - защищать Химкинский лес так же, как Байкал.


Anglia1.jpg

(рисунок из журнала "Англия")

В ходе слушаний выяснились многие интересные факты о Химкинском лесе. Например, оказалось, что по уровню биоразнообразия он приближается к такому уникальному объекту, как Лосиный Остров. А союз охраны птиц России доложил об обнаружении на территории лесопарка нескольких краснокнижных видов птиц. Напомним, что по действующему законодательству любое разрушение природной среды в местах обитания краснокнижных видов - запрещается.

Некоммерческая организация "Прозрачный мир" доложила, что по данным спутников вырублено пока только порядка 30% леса, запланированного под трассу по нынешнему варианту. Таким образом, в случае выбора альтернативного варианта, основной лесной массив может быть быстро восстановлен в своем первоначальном виде.

"Экооборона" тоже сказала свое слова. Выяснилось, что многие из представителей "партии власти" довольно слабо представляли себе ситуацию с альтернативными вариантами. Многие были уверены, например, что существующий вариант прокладки трассы по лесу минимизирует хотя бы локальное вредное воздействие на жителей домов. Для них оказалось неприятной неожиданностью, что рассекающая лесопарк пополам трасса ухитряется перед этим пройти под окнами 20- этажек мкр. "Левобережный", причем уничтожая при этом последнюю защитную полосу между жилыми домами и полигоном ТБО. Вопрос - почему в Химках, в отличие от Москвы, оказалось "невозможно" расширить существующее Ленинградское шоссе, или построить трассу в общем коридоре с Октябрьской железной дорогой - остался без ответа. Вероятно, в глазах сторонников проекта Химки представляются этаким Манхеттеном, а Москва - заштатным провинциальным городком... 

Евгения Чирикова обратила внимание собравшихся на методы, с помощью которых сторонники существующего варианта прокладки трассы "продавливают" свои решения. Фотографии толпы боевиков в белых масках, надвигающейся на лагерь экологов, жестокого задержания активистки - матери 1,5 - годовалого ребенка, издевательств над задержанной журналисткой Новой Газеты - вызвали буквально шок у многих собравшихся. Евгения не обошла вниманием и грубые манипуляции общественным мнением, наблюдавшиеся в Химках после объявления Президентом о проведении повторного обсуждения проекта трассы: фальсификацию общественных слушаний, принудительный сбор подписей за трассу через лес, кампании лжи и запугивания жителей...

IMG_1011.JPG

Представители Общественной палаты заявили, что рассматривают формирование "Движения в защиту Химкинского леса" как долгожданное проявление общественной самоорганизации и формирования гражданского общества в России. Они подчеркнули недопустимость "переламывания через колено" общественного мнения, попыток решать экологические проблемы методами насилия, лжи, умолчания. 

 Независимые эксперты предупреждали о недопустимости "вербального проектирования", когда сложнейшие вопросы решаются на уровне хлестких словесных баталий, без тщательного рассмотрения специалистами. Они признали, что серьезной проработки альтернативных вариантов выполнено не было - и призвали не торопиться с дальнейшей реализацией проекта, а остановиться и тщательно просчитать плюсы и минусы всех возможных вариантов решения проблемы. Михаил Блинкин заострил внимание на отсутствии государственного подхода к единому транспортному планированию в рамках агломераций. Это - более крупная единица, чем оперируют сегодня наши дорожники: и Москва, и Химки - оказываются в рамках единой агломерации. И действительно - транспортные потоки движутся из Москвы в область и обратно, не признавая административных границ. Именно отсутствие единого подхода и привело, по его мнению, к парадоксальной ситуации, когда строятся два скоростных шоссе в одном направлении "Большая Ленинградка" в Москве и платная трасса Москва-Питер в области - но встретиться друг с другом эти "куски" не могут! Показательно, что представитель, кажется,  "Дорсервиса" тут же на заседании продемонстрировал "прелесть" такого подхода, заявив, что "мой объект - это от МКАД и дальше". То, что большинству водителей все-таки нужно ехать ЧЕРЕЗ МКАД - в Москву - он, кажется, так и не осознал.

В итоге - было решено создать независимую общественную экологическую экспертизу по всем вариантам - основному и альтернативному. 

 

Что приятно - на обсуждении неоднократно упоминалась необходимость усиления лесного законодательства, восстановления полноценной экологической экспертизы, придания защитным лесным землям того статуса, которого они действительно заслуживают. Неоднократно отмечалось, что из-за принятой порочной практики - все экономические расчеты по вариантам новой трассы принципиально неверны. Действительно, стоимость практически любой территории, занятой промзонами или торговыми центрами - оценивалась по реальной рыночной цене. А вот для учета потерь лесного фонда - использовались совершенно оторванные от реальности цифры взаиморасчетов между Россельхозом и Минтрансом. Купить землю в ближнем Подмосковье за такие деньги - абсолютно нереально. Вот и получилось, что лес, по сути, рассматривался как бросовая территория. А ущерб здоровью москвичей и химчан от уничтожения одного из лесопарков защитного пояса Москвы  - вообще не нашел отражения в этих расчетах. И правда - здоровье бесценно, значит и ущерб для него считать не надо.

Хочется верить, что конфликт вокруг Химкинского лесопарка повернет вспять порочную традицию размывания экологических ограничений на применение дешевых и "грязных" технических решений, заставит возродить в России полноценную лесную охрану.

Но закончить репортаж на этой оптимистической ноте, к сожалению, не получится. Пришедшие на совещание дорожники продолжали настаивать на том, что выбранный ими вариант является "единственно верным" - вопреки обрушившимся на них доводам. Они по-прежнему привержены варианту, разрезающему лесопарк посередине - и, похоже, искренне не понимают, чем он так не нравится экологам. "Ну даже если мы с края леса проложим - там же все равно 80 гектаров под вырубку!" - возмущался кто-то из дорожного ведомства. Чем плоха фрагментация лесного массива - они, похоже, так и не поняли. Уходя, они заявили, что в качестве охраняемой территории признают лишь зону резервирования земель под будущую трассу. А дубы, заявили они, легко можно... пересадить. Экологи обвинили строителей в мышлении, больше характерном для 19 века, чем для 21-го. На этой оптимистической ноте и расстались. Так что основная битва за Химкинский лес, похоже, еще впереди...
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ecmoru april 26, 2013 21:07 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Разместите у нас свою информацию!
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments