ecmoru (ecmoru) wrote,
ecmoru
ecmoru

Цена платной дороги: только в Солнечногорском районе от нее погибли тысячи гектаров леса

http://www.ecmo.ru/news/cena-platnoy-dorogi-tolko-v-solnechnogorskom-rayone-ot-nee-pogibli-tysyachi-gektarov-lesa



Строительство платной трассы Москва - Санкт-Петербург привело к огромным проблемам. Оно не только уничтожило сотни гектаров Химкинского леса, спровоцировав чуть ли не самый долгий и громкий экопротест в России, не только отрезало жителей Левобережных Химок от остального мира, не только существенно осложнило жизнь автомобилистам Старых Химок, которых с помощью искусственной пробки хотят "загнать" на платную дорогу... оказывается, еще огромное количество леса погибло в Солнечногорском районе. И не столько от вырубки, сколько от грубых нарушений и наплевательского отношения к природе строителей трассы. Об этом пишет в своем блоге руководитель лесной программы "Гринпис" Алексей Ярошенко.

Yaroshenko1

Строительство Химкинской трассы спровоцировало гибель тысяч гектаров леса в Солнечногорском районе


Строительство так называемой "Химкинской трассы" (скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15–58 км) вызвало серьезнейшие экологические проблемы не только в широко известном Химкинском лесу, но и в других пересекаемых трассой лесных массивах Подмосковья, главным образом в Солнечногорском районе. Просчеты, допущенные при проектировании и строительстве, привели к катастрофическим последствиям, спровоцировав усыхание сначала стен леса, примыкающих к строящейся автомагистрали, а затем и целых массивов старых ельников и смешанных лесов общей площадью до нескольких тысяч гектаров.

Всего этого можно было бы избежать, если бы на этапе проектирования и подготовки к строительству заинтересованные стороны сосредоточили свои усилия не на борьбе с протестами, неугодными местными жителями и природоохранными организациями, а на минимизации возможного ущерба лесу. О том, что можно было многократно уменьшить ущерб, нанесенный Химкинскому лесу, сделав при этом трассу чуть более короткой и дешевой, написано уже немало. Но и на более удаленных от Москвы участках ущерб можно было снизить в разы.

На территории Солнечногорского района просека под автомагистраль прорубалась в 2011 году, когда леса были заметно ослаблены катастрофической засухой предыдущего года и когда уже было известно о начавшейся вспышке численности короеда-типографа. Несмотря на это, строители трассы не приняли никаких мер по минимизации воздействия стройки на прилегающие лесные массивы. Более того: вырубленная древесина была сложена штабелями вблизи стен леса, и послужила дополнительным субстратом для массового размножения короеда-типографа. Необходимые меры санитарной безопасности строителями трассы не предпринимались, а лесное хозяйство, как мы все помним, в тот период времени переживало максимум упадка и не могло отреагировать на нарастающую угрозу.

В результате неблагоприятное воздействие строящейся трассы (образование нескольких десятков километров новых стен леса, в сочетании с изменением гидрологического режима вдоль выемок и насыпей, и подкормкой стволовых вредителей в течение всего летнего сезона 2011 года) наложилось на последствия засухи, общее ослабление лесов и нарастание численности типографа - и привело к массовому усыханию леса. Конечно, виновны в этом не одни дорожники - если бы не череда жарких и засушливых лет, не вспышка численности типографа по всей Средней полосе и не Лесной кодекс 2006 года с сопутствующими лесными реформами, последствия могли бы быть не такими катастрофическими. Но если бы не трасса и не беспечное отношение ее строителей к санитарной безопасности в лесах - последствия тоже были бы несравнимо меньшими.

Теперь единственный выход - проведение сплошных санитарных рубок на огромных площадях, примыкающих к новой автомагистрали, и искусственного лесовосстановления. Площади по подмосковным меркам колоссальные - они сравнимы с годовыми площадями сплошных санитарных рубок и лесовосстановления по всему региону. При этом древесина в усохших вокруг Химкинской трассы лесах уже в основном гнилая, и в ближайший год короедники начнут массово разваливаться (на третий-четвертый год после усыхания) - то есть расчищать их будет сложно и дорого. Соответственно, возникает вопрос: кто должен платить за ликвидацию нанесенного лесам ущерба - бюджет (то есть в конечном итоге мы все - налогоплательщики и граждане России) или строители и операторы платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, или и бюджет, и дорожники в какой-то пропорции? Ответа на этот вопрос пока нет.

Одним из декларируемых элементов природоохранной стратегии транснациональной корпорации VINCI, играющей ключевую роль в планировании и строительстве того участка платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, является сохранение природы - "Preserving natural resources by understanding and limiting environmental impacts, preventing pollution and preserving biodiversity and nature for future generations. Environmental criteria are addressed during pre-project risk analyses" (примерный перевод: "Сохранение природных ресурсов за счет понимания и минимизации воздействия на окружающую среду, предотвращения загрязнения, сохранения биоразнообразия и природы для будущих поколений. Природоохранные критерии оцениваются во время предпроектного анализа рисков").

Это заявление французских дорожников как-то не вяжется с тем, что сейчас можно увидеть вокруг строящейся платной автомагистрали...

Вот так сейчас выглядят окрестности "химкинской трассы" в Солнечногорском районе Московской области вблизи населенного пункта Черная грязь:

Лес вдоль трассы1

Лес вдоль трассы2

Лес вдоль трассы3

Лес вдоль трассы4


Лес вдоль трассы5

Tags: Алексей Ярошенко, Гринпис, Левобережный, Солнечногорский район, Химкинский лес, Черная Грязь, короед, платные трассы, улица Совхозная, фото
Subscribe

promo ecmoru april 26, 2013 21:07 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Разместите у нас свою информацию!
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments