ecmoru (ecmoru) wrote,
ecmoru
ecmoru

Евгения Чирикова встретилась с советом директоров ЕБРР

13 октября состоялась встреча делегации Совета директоров Европейского Банка Реконструкции и Развития с представителями Движения в защиту Химкинского леса, других экологических и правозащитных организаций.

Во встречи приняли участие представители Движения в защиту Химкинского леса ("Экооборона"), WWF, Greenpeace, Human Rights Watch, а также активисты движения борьбы c коррупцией. От Движения в защиту Химкинского леса перед банкирами выступила Евгения Чирикова. Вот примерный текст ее доклада.

 Леди и джентльмены!

Спасибо за приглашение на эту встречу. Я представляю неформальное общественное движение «Экооборона», более известное как Движение в защиту Химкинского леса. Сегодня я здесь для того, что бы предупредить Вас о проблемах проекта трассы Москва-Санкт-Петербург, который ваш банк выражал желание финансировать.

Проблема проекта состоит в том, что трасса пересекает Химкинский лесопарк – охраняемую природную территорию рядом с Москвой, разделяя его на две части. Химкинский лес - очень старый и уникальный дубовый лес. Это единственная природная территория в этом загрязненном и перенаселенном регионе. Если трасса пройдет посередине леса, то он погибнет от вредного влияния трассы. Это мнение и наше - общественных активистов, и чиновников департамента природопользования Москвы, и многих профессиональных экологов, включая академика Яблокова.

Для строительства трассы через лес необходимо перевести лесные земли в земли транспорта. По законам РФ это возможно только в том случае, если нет альтернативных вариантов прокладки трассы, т.е. если строить можно только одним способом через лес. Но у нас есть официальное письмо Минтранса в котором говорится, что есть несколько альтернативных вариантов прокладки трассы в обход леса. Следовательно, в соответствии со статьей 11 Федерального закона №172-ФЗ перевод земель лесопарка в земли транспорта невозможен. Эту позицию официально разделяет Министерство природных ресурсов и экологии РФ. А в соответствии со статьей 105 Лесного кодекса в лесопарке запрещается строительство. Таким образом, проект трассы Москва-Санкт-Петербург нарушает сразу 2 закона РФ.

При этом он очевидно неудобен - посмотрите на траекторию трассы. По Москве она идет прямо, а потом делает неудобный и странный крюк в сторону Химкинского лесопарка. Хотя есть вариант прокладки трассы более прямой в обход леса и на 8 км короче. Но выбран самый экологически опасный вариант, причем любые попытки добиться его пересмотра наталкиваются на яростное противодействие. По проекту не было открытого обсуждения, он был разработан в тайне от общественности. Несмотря на то, что Мосгордума, Министерство природных ресурсов, Росприроднадзор, Департамент природопользования Москвы, Российская Академия наук, политические партии России, Сенатор бывший Министр экологии Франции, Гринпис, WWF решительно осудили этот проект, работы по нему продолжаются.

Почему же российские чиновники лоббируют именно этот проект?

Во-первых, это очень дешевый вариант строительства. За счет прокладки по лесу трасса обходит любые объекты, использование которых связано с дополнительными затратами, включая свалки, заброшенные промзоны, любые строения. Лесопарк рассматривается как «ничья земля», которая должна быть в первую очередь использована для строительства. Ценность экосистемы лесопарка как охраняемого природного объекта игнорируется. Строительство на месте леса связано с минимальными затратами на подготовку территории и отсутствием применения фсовременных инженерных решений.

Странно, что при таком подходе министр транспорта Левитин оправдывает значительное завышение стоимости дорожного строительства в России по сравнению с другими странами высокими затратами по подготовке территории. Это наводит на мысль о возможности нецелевого использования привлеченных инвестиций

Во-вторых, мы считаем, что чиновники используют трассу просто как предлог для незаконной застройки леса. Подтверждение тому – Распоряжение Губернатора Громова (358/16) в соответствии с которым, весь лес уходил под застройку. Об этом написал наш активист-Михаил Бекетов. После покушения на него год назад он остался инвалидом, и проблема Химкинского леса является одной из вероятных причин этого покушения. Под давлением общественного мнения, Распоряжение Громово было отменено, но проект трассы посередине леса так и не был пересмотрим. Мы уверены, что в случае реализации данного проекта, одиозное распоряжение будет реанимировано в той или иной форме.

Мы, жители Москвы, Подмосковья, других городов России и даже других стран, боремся за лес уже 3 года. Сейчас дело о Химкинском лесе находится в Страсбургском суде. От лица 15000 россиян и жителей других стран, подписавших обращение в защиту леса, я прошу Ваш банк не финансировать проект прокладки трассы Москва-Санкт-Петербург до тех пор , пока он не будет изменен так, что бы трасса шла в обход леса. Реализация данного проекта как есть нанесет тяжелый удар по окружающей среде и будет серьезным поражением экологического движения и гражданского общества в России.

Спасибо за внимание.


---------------------------ENGLISH VERSION------------------------------

Ladies and Gentlemen!

Thank you very much for the invitation to the meeting.

I represent the public movement Ecooborona more known as  the Save Khimki Forest movement. Today, I would like to warn you about problems concerning the Moscow – St.-Petersburg Motorway project that your Bank is going to participate in.

The problem is that the motorway crosses the Khimki Forest Park – a protected natural area near Moscow. The motorway splits the Park severely. The Khimki Forest Park – is a very old and unique oak grove. It is the only wildlife area in this polluted and densely populated region. If the road is built in such a way the forest will be destroyed completely. This is our opinion, and it is backed by Department of Natural Resources of the Moscow Government, many experts on ecology including Academician Yablokov from Russian Academy of Science.

It is necessary for the construction to convert the forest lands into another legal category. According to Russian legislation, it is possible only in case where no alternative is available. But we dispose an official letter of the Ministry for Transportation that alternative variants for the road construction are available. Therefore, according to the Federal Law 172-FZ, article 11, it is forbidden to convert the forest park lands into another category for that project. This is an official position of the Russian ministry for Natural Resources and Environment. And, according to the Forest Code, article 105, no construction work is possible within any forest park territory. Therefore, the project of the Moscow-St.Petersburg Motorway breaks two Federal Laws.

Moreover, the project is simply not optimal – one look at the area map is enough. We can see that the motorway goes through the Moscow in a very strait way, but then it changes its direction toward the Khimki Forest and then returns back. We get, as a result, a strange curve that is about 8 km longer than a variant along the same direct line as in Moscow. Nevertheless, this strange and dangerous for environment variant is chosen, and all our attempts to change it are countered with ferocity.The project was developed in secrecy, with no open discussion of other possibilities. Project is condemned by Moscow State Duma, Ministry for Natural Resources, Department of Natural Resourses of Moscow, Russian Academy of Science, majority of political parties, a Senator, Ex-Minister of Ecology of France, Greenpeace, WWF. Regardless, the work on the project goes on.

Why Russian bureaucrats are lobbying the project?

First, it’s the chip way of construction. The use of the forest territory allows them to minimize cost of preparation of the territory for construction, as well as to avoid any sophisticated engineering. The road bypasses all the objects like old industrial zones, landfills, buildings. The Forest Park is considered as a ‘no man’s land’ that must by used first. The value of its ecosystem is ignored completely.

It is very strange that the same time Mr. Levitin, Russian Minister for Transportation, advocates high costs of construction works on Russian roads due to high cost of “preparation of the territory”. It casts doubt on the efficiency of the investments and tells about a possibility for its use out of purpose.

Second, we are sure that motorway construction is used as an easy pretext for illegal commercial development on the forest territory. The proof is Ruling 358/16 of the Moscow District Governor Mr. Gromov, who reserved almost all the forest territory for the “transport infrastructure and construction”. Our journalist Mikhail Beketov wrote about these plans. Then an attempt of assassination follows a year ago that made him a severely disabled person. The Khimki Forest Problem is among the most obvious motives for the attempt. Due to the public opinion pressing, the Ruling was cancelled, but the project of the motorway itself was not cancelled nor revised. We have no doubt that the Ruling will be re-animated in any form if the motorway through the forest is built. . Our movement consists of people from Moscow, Moscow Region, other regions of Russia and even other countries. We are fighting for the Khimki Forest for already 3 years. The lawsuit of the Khimki Forest is in European Court now.

On behalf of more than 15000 Russians and foreigners signed our petition for the Khimki Forest, I kindly ask you to withdraw your support from the Moscow-St.-Petersburg motorway project until it is revised so that the Khimki Forest is intact. Otherwise, realization of the project will be a severe damage on the environment. Also, it will be a serious defeat of environmental movement and civil society in Russia with grave consequences.

Thank you for the attention.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Выступление Движения в защиту Химкинского леса было горячо поддержано представителями всех собравшихся общественных организаций.

После доклада прошли переговоры с представителями банка о возможных путях решения проблемы. В ходе последующих переговоров представители "Экообороны" подчеркнули, что их задачей является не отмена строительства дороги как таковой, не исключение ЕБРР из числа возможных инвесторов или лоббирование тех или иных "компенсаций" - но изменение проекта, исключающее прохождение дороги по центру территории Химкинского лесопарка. Прохождение трассы по центру леса не только губительно для его экосистемы, но и дает благоприятную возможность для последующего коррупционного освоения прилегающих к дороге остатков лесопарка.

Представители ЕБРР согласились, что такое изменение проекта было бы оптимальным выходом из сложившегося положения для всех сторон. В то же время, никакого конкретного решения относительно участия или неучастия ЕБРР в проекте принято пока не было. Зато представитель банка, курирующий проект трассы Москва-Петербург, признал, что предоставленные ему компанией Vinci и Российской стороной официальные материалы не отражают в достаточной мере экологической ситуации в Химках и практически не рассматривают возможные альтернативные варианты строительства дороги.

Представители "Экообороны" обещали предоставить банкирам имеющиеся у них документы о недопустимости строительства на территории лесопарка. Напомним, что на сегодня проект был осужден Мосгордумой, WWF, Greenpeace, Министерством природных ресурсов РФ, сенатором, бывшим Министром экологии Французской республики, рядом должностных лиц в природоохранных ведомствах России и Москвы, Российской академией наук, Русским народным собором, Всероссийским конгрессом экологических организаций и др.

Кроме того, химкинские экологи ознакомили банкиров с тем, как проводились общественные слушания по проекту. Например, во время последних слушаний Вице-глава Химок г-н Валов, в ответ на возмущенные требования нескольких сотен жителей пересмотреть проект, ограничился цитатой из Пушкина и... объявил слушания закрытыми. В ответ представитель банка сообщил, что банк готов провести свою собственную процедуру оценки экологической опасности проекта, рассмотреть возможные альтернативные варианты прохождения дороги с публичным обсуждением их "плюсов" и "минусов" - прежде чем принять окончательное решение об участии или неучастии в проекте. Такая процедура может включать проведение повторных общественных слушаний по проекту - под эгидой ЕБРР и, возможно, других инвесторов.

Представитель банка подчеркнул, что такие слушания должны быть открытыми, причем на них должны быть рассмотрены мнения всех заинтересованных сторон, и все возможные альтернативные варианты решения проблемы.

Что же получится в итоге - пока не совсем понятно. Ясно лишь, что ждать от ЕБРР того или иного решения в ближайшее время  не приходится. Приятно удивило одно - готовность европейских банкиров к диалогу. Особенно - на фоне той неконструктивной позиции, которую сегодня занимают Минтранс, руководство Московской Области и, похоже, компания Vinci. Тем временем, представители Экообороны намерены продолжать активную деятельность с тем, чтобы добиться пересмотра проекта.

Subscribe

promo ecmoru april 26, 2013 21:07 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Разместите у нас свою информацию!
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments