ecmoru (ecmoru) wrote,
ecmoru
ecmoru

Завершена независимая экологическая экспертиза проекта трассы Москва - Санкт-Петербург

ВЫВОД ЭКСПЕРТОВ: трассу через Химкинский лес строить нельзя, так как это нанесет непоправимый ущерб экосистеме и приведет к гибели леса. Проект требует пересмотра.

Приводим полный текст экспертного заключения и фото, сделанные специалистами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об экологической ценности природных сообществ на территории

Химкинского участкового лесничества (Химкинский лес)

в связи со строительством скоростной автодороги

Москва – Санкт-Петербург


Скоростная автомобильная дорога Москва – Санкт-Петербург на 15-58 км запроектирована вдоль Ленинградского шоссе в обход г. Химки, и с юго-востока на северо-запад пересекает Химкинский лес. Будущая автомагистраль на рассматриваемом отрезке удалена от существующих транспортных коммуникаций, жилой и производственной застройки и проходит через геометрический центр лесного массива. Реализация проекта и последующая эксплуатация крупной автодороги неизбежно сопряжены с сокращением площади залесенной территории и сильнейшим техногенным воздействием на Химкинский лес. Прямое уничтожение и последующая деградация природных сообществ в ходе строительства и эксплуатации автодороги в одном из наиболее урбанизированных районов Подмосковья вызовут ухудшение качества жизни москвичей и жителей области и накладывает на разработчиков проекта дополнительную социальную ответственность. Именно выбор оптимального варианта прохождения трассы является наиболее эффективным способом снижения экологического ущерба и имеет принципиальное значение при строительстве скоростной автомагистрали.
 
Местоположение Химкинского леса

в экологическом каркасе Московской области

Химкинское участковое лесничество Истринского лесничества входит в состав лесопарково-защитного пояса (ЛПЗП) г. Москвы и является частью «зеленого клина», протянувшегося между Ленинградским и Дмитровским шоссе. Площадь Химкинского леса составляет 1118 га. С восточной и юго-восточной сторон Химкинский лес ограничивает Канал им. Москвы, за которым расположен г. Долгопрудный; с западной и юго-западной сторон к лесному массиву выходят г. Химки и район Молжаниновский СЗАО г. Москвы; с северной стороны находится аэропорт Шереметьево. Рассматриваемый лесной массив со всех сторон окружен застроенными землями, основную площадь на которых в гг. Химки и Долгопрудном занимает многоэтажная городская застройка, а в районе Молжаниновский г. Москвы в ближайшее время планируется возвести новые жилые массивы.

То есть Химкинский лес по периметру окружен биологически непроницаемыми для многих видов животных застроенными территориями и представляет собой островной массив, практически не имеющий территориальной связи с другими лесными и сельскохозяйственными землями. В системе экологического каркаса региона функцию экологических коридоров эффективно выполняют линейные водные объекты, однако протекающие через Химкинский лес р. Клязьма и Канал им. Москвы выше и ниже по течению ограничены городской застройкой и оживленными транспортными магистралями – Дмитровским и Международным шоссе. Территориальная изоляция и небольшие размеры резко снижают устойчивость лесного массива к антропогенному влиянию, в том числе к строительству новой автомагистрали. Реализация предлагаемого проекта автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург приведет к разделению Химкинского леса на два изолированных фрагмента, по площади и расположению внутри застроенных территорий сходных с небольшими лесными массивами г. Москвы.


Растительные сообщества Химкинского леса
Химкинское участковое лесничество расположено в пределах Клинско-Дмитровской гряды, для которой характерны хвойно-широколиственные леса. В Химкинском лесу преобладает неморальная растительность, в том числе широколиственные формации. На водораздельном участке с хорошими почвенно-гидрологическими условиями сохранилась дубрава – сравнительно редкий для Подмосковья тип леса: площадь дубрав составляет всего около 3% от площади всех подмосковных лесов, из них большинство приурочены к южной половине Московской области.

На рассматриваемой территории представлена дубрава со вторым ярусом липы, благонадежным подростом липы и дуба, густым подлеском из лещины, жимолости, живым напочвенным покровом из зеленчука, копытня, осоки волосистой и других видов лесных трав. Возраст наиболее мощных дубов превышает 120 лет; диаметр ствола у наиболее крупных деревьев – более 90 см. Дубраву образуют деревья разного возраста, здесь представлены как усыхающие крупные экземпляры, так и молодые дубы и липы, то есть происходит естественная смена поколений, что является важным признаком стабильного лесного сообщества.

Him_les1.jpg

Фото 1. Трасса проектируемой автомагистрали  в Химкинском участковом лесничестве проложена по сравнительно редкому для Подмосковья типу леса – дубраве лещиновой

Природные качества дубравы в Химкинском лесу позволяют рассматривать ее как ценный природный объект местного значения.

Близость жилых кварталов Москвы и Подмосковья обуславливает и существенное санитарно-рекреационное значение дубравы Химкинского ле-са. Дубовые леса эффективно очищают воздух от пыли – ежегодная фильтрация составляет 56 т/га (в ельниках только 32 т/га, а в сосняках – 36 т/га), активнее, чем некоторые другие породы, дуб выделяет кислород – 14 т/га, тогда как сосняк выделяет только 10 т/га.

Основную площадь в Химкинском лесу занимают сформировавшиеся на месте коренных типов леса вторичные березняки с сосной и участием осины. От произраставших здесь широколиственных лесов сохранились единичные мощные дубы, подлесочный ярус из лесных кустарников и живой напочвенный покров из неморальных видов трав. Практически повсеместно отмечено возобновление липы и ели, местами эти породы выходят во второй ярус, то есть происходит процесс восстановления хвойно-широколиственных лесов. В отличие от многих испытывающих высокие рекреационные нагрузки березняков Москвы и ближнего Подмосковья, березняки Химкинского леса не превратились в распадающиеся со временем древостои паркового типа и представляют собой полноценное лесное сообщество.

Him-les2_1.JPG

Фото 2. Липа под пологом березняка образует подрост и местами выходит во второй ярус. По мере распада березового древостоя на этом участке сформируется липняк волосисто-осоковый

В лесном хозяйстве березняки традиционно воспринимают как малоценные древостои, однако вряд ли леса лесопарково-защитного пояса, природоохранное и средозащитное значение которых сложно переоценить, следует рассматривать как источник деловой древесины. Березово-сосновые леса являются этапом восстановления нарушенного в прошлом естественного растительного покрова и представляют значительную природную ценность.

Наряду с зональными типами растительности в Химкинском лесу сохранились интразональные сообщества – олиготрофные и мезотрофные сфагновые болота. Наиболее выражены три олиготрофных болота – они имеют округлую конфигурацию, площадь наиболее крупного из них превышает 5 га. Основную площадь занимает моховая растительность, по периметру болот тянется полоса из осок и злаков, постепенно переходящая в заболоченный лес. Помимо сфагновых мхов здесь произрастают характерные для олиготрофных болот высшие растения – сосна, багульник, болотный мирт, подбел, клюква, два вида пушиц и др. Сфагновые болота значительно повышают природную ценность Химкинского леса как своеобразные растительные сообщества и как место обитания и произрастания характерных только для болот видов животных и растений. Здесь, например, произрастает приуроченная к сфагновым болотам шейхцерия болотная, занесенная в Красную книгу Московской области. В середине 2000-х годов на Вашутинском болоте в западной оконечности массива зарегистрирован серый сорокопут (Красная книга Московской области, 1-я категория; Красная книга РФ). Помимо олиготрофных болот в Химкинском лесу встречаются заболоченные участки с травяно-сфагновыми сосняками, где первый ярус древесных растений образуют сосна и берёза, на возвышениях развит кустарничковый ярус из черники и брусники, произрастают осоки, в понижениях доминирует сфагнум.

К сожалению, долгое время из-за не пригодности к хозяйственной эксплуатации, преобладало пренебрежительное отношение к болотам как к бросовым землям. Так, в Западной Европе основная часть сфагновых болот была полностью утрачена. Только во второй половине XX века происходит переоценка значения болот, начинаются опыты по их восстановлению. Была показана водоохранная и водорегулирующая роль болот, установлено, что нарушения болот приводят к нарушению всего ландшафта, частью которого они являются. Во многих европейских странах приняты программы рекультивации болот, наиболее активно восстанавливать болота пытаются в Голландии, однако восстановление мезотрофных и особенно олиготрофных болот далеко не всегда возможно и очень дорого. В результате антропогенной деятельности площадь сфагновых болот сильно сократилась и в Московском регионе, а в границах МКАД они практически полностью исчезли. Химкинский лес является одним из немногих лесных массивов вблизи Москвы, где на сравнительно небольшой площади сохранилось несколько олиго- и мезотрофных болот. Во второй половине XX века производилась мелиорация Химкинского леса и осушение болот, однако эти работы не были доведены до конца, и болота сохранились.

Him_les3.jpg

Фото 3. Одно из верховых болот в Химкинском лесу, которое расположено на трассе проектируемой автомагистрали Москва – Санкт-Петербург и неизбежно будет уничтожено в ходе строительства

Him_les4.jpg

Фото 4. Фрагмент растительного покрова верхового болота, который образуют сфагновые мхи, некоторые виды осок, подбел и болотный мирт. Эти виды могут произрастать только на верховых и переходных болотах и очень чувствительны к антропогенным нарушениям

Him_les5.jpg

Фото 5. Сосняки и березняки довольно характерны для болот переходного типа. Понижения занимают сфагновые мхи, а на кочках растут травы и кустарнички. Заболоченные леса традиционно рассматривались как малоценные для лесного хозяйства земли, однако они представляют собой своеобразные и интересные сообщества южной тайги

(Другие фото Химкинского леса можно посмотреть здесь.)

К настоящему времени осушительные канавы в основном заросли, а болота можно считать естественными сообществами, по своим характеристикам близкими к ненарушенным природным аналогам и заслуживающими присвоения статуса особой охраны.

Таким образом, на территории Химкинского леса представлены разнообразные растительные сообщества, в том числе сравнительно редкие для северо-западной части Подмосковья - дубрава и сфагновые болота.


Прогноз воздействия автомагистрали на Химкинский лес
Реализация предлагаемого проекта строительства автомагистрали Москва – Санкт-Петербург через территорию Химкинского участкового лесничества связана с различными видами антропогенного воздействия на природные сообщества как на этапе строительства, так и эксплуатации автодороги. Автодорога практически полностью проложена по лесным землям, следовательно, планируемое строительство неизбежно связано с вырубкой. Протяженность трассы автомагистрали по Химкинскому лесу составляет около 8 км, при ширине просеки 100 м это приведет к вырубке примерно 100 га леса, то есть около 10% площади всего массива. Согласно проекту, проектируемая автомагистраль затрагивает самые различные природные сообщества, в том числе дубраву лещиновую, которая в масштабах Ближнего Подмосковья представляет значительную природную ценность и предлагаемые для создания ООПТ сфагновые болота. Утрату этих растительных сообществ невозможно компенсировать, в Химкинском лесу они будут уничтожены безвозвратно.

После вырубки предназначенной для строительства автодороги просеки неизбежно начнется усыхание растущих вдоль будущей автомагистрали деревьев. Усыхание вызвано изменением условий произрастания растений, выросших в лесной среде и вследствие строительства оказавшихся на опушке леса, изменением гидрологического, светового, ветрового режимов и множеством других причин. После пуска автодороги в эксплуатацию начнется сильнейшее техногенное воздействие на природную среду. На оказавшиеся в примагистральной полосе деревья будут влиять выбросы автомобилей, попадание загрязненных вод ливненой канализации, противогололедные реагенты и другие негативные факторы. Это подтверждает опыт строительства и недавней реконструкции МКАД и других крупных автодорог. Из-за высокой расчетной скорости автомашин зона поражения вдоль трассы Москва – Санкт-Петербург будет шире, чем на существующих автомагистралях.

Таким образом, сокращение лесной площади окажется значительнее, чем предусмотренная проектом строительства вырубка, и будет обусловлено как прокладкой через массив леса просеки, так и последующей эксплуатацией оживленной автомагистрали.

Строительство автомагистрали окажет существенное влияние и на животный мир Химкинского леса. Оно приведет к усилению как техногенного, так и рекреационного воздействия. Предлагаемый вариант трассы с застройкой мало посещаемой срединной части массива связан с освоением лесных кварталов, являющихся ключевыми участками для многих видов животных. Благодаря удаленности от жилой застройки, заболоченности, сравнительно слабо развитой дорожно-тропиночной сети срединная часть массива значительно реже посещается и испытывает существенно меньшие рекреационные нагрузки.

Разделение Химкинского леса на два изолированных массива приведет к фрагментации популяций животных, в первую очередь млекопитающих, рептилий и амфибий. Площадь образовавшихся двух лесных массивов не превысит 500 га, они будут непригодны для стационарного обитания таких широко перемещающихся животных, как, например, лось и лесная куница. Сокращение залесенной площади неизбежно скажется на особенно чувствительных к влиянию человека классах позвоночных животных – рептилиях и амфибиях.

Высокие темпы освоения земель Ближнего Подмосковья привели к существенному сокращению численности и распространения гадюки, ужа, прыткой и живородящей ящериц. Эти виды-индикаторы мало нарушенной лесной среды продолжают обитать в Химкинском лесу во многом благодаря тому, что антропогенное влияние приурочено к периферийной части массива. Наиболее вероятно, что после застройки срединной части массива рептилии перестанут обитать в Химкинском лесу.

Таким образом, строительство автомагистрали Москва – Санкт-Петербург по предлагаемому варианту окажет существенное влияние на все основные компоненты природных сообществ Химкинского леса. Учитывая сравнительно небольшую площадь и территориальную изоляцию массива, можно однозначно утверждать, что изменения будут носить необратимый характер. Основные последствия строительства – безвозвратное уменьшение площади, занимаемой природными сообществами, деградация сохранившихся участков леса и резкое сокращение биоразнообразия. Причиняемый экологический ущерб невозможно компенсировать, в том числе предлагаемыми разработчиками проекта закладкой лесных культур и биотехническими мероприятиями.

Канд. биол. наук

Данное экологическое заключение будет представлено будущим инвесторам трассы - ЕБРР, ЕИБ и Всемирному банку, а также в российские инстанции.

Subscribe

promo ecmoru april 26, 2013 21:07 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Разместите у нас свою информацию!
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments