Москва, 21 ноября – Информационный центр НП «Прозрачный мир».
По полученным ИТЦ "СканЭкс" спутниковым снимкам Spot 5 за 21 июня, 22 августа, 21, 27, 28 сентября и 20 октября 2012 г. специалистами Информационного центра НП "Прозрачный мир" проведена оценка состояния Химкинской (Старбеевской) дубравы, частично вырубленной в ходе строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург (определены первоначальная площадь и конфигурация границ дубравы, а также площадь и конфигурация границ вырубленного под строительство участка).
Химкинская дубрава (рис. 1) расположена между микрорайонами Лобаново и Клязьма-Старбеево городского округа Химки, в южной части Химкинского леса – массива, образованного кварталами 1-25 бывшего Химкинского лесопарка и прилегающими участками леса на землях иных категорий. Это единственная дубрава такого возраста и площади на территории данного городского округа. Впервые на нее обратил внимание известный геоботаник В.В. Алёхин, обозначив на «Карте современного растительного покрова Московской области» (Алёхин, 1934). В дальнейшем Химкинская дубрава неоднократно описывалась в научной литературе (Беглянова, 1956; Карписонова, 1967). Ботаники особо отмечали ее хорошее состояние и высокую степень сохранности по сравнению с другими дубравами ближнего Подмосковья. Возраст Химкинской дубравы составляет примерно 150-200 лет, что превышает средний возраст насаждений дуба в Московской области (Волков, 1961). Разновозрастный характер древостоя указывает на то, что дубрава в основе своей имеет естественное происхождение, то есть является остатками «первично существовавшего здесь широколиственного леса» (Беглянова, 1956).
Рис. 1. Химкинская дубрава. Общий вид. 16 ноября 2011 г.
Распоряжением Правительства РФ № 1642-р от 5 ноября 2009 г. часть дубравы (12,3 % территории в северной части) была переведена в земли транспорта и промышленности с целью строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург. По информации Публичной кадастровой карты Росреестра, в пределах дубравы в полосу отвода скоростной автомобильной дороги входят (полностью или частично) кадастровые участки 50:10:0020101:69, 50:10:0020101:87, 50:10:0020101:86, 50:10:0020112:10.
В связи с отсутствием публичных данных о динамике и конфигурации рубок в Химкинском лесу мы поставили перед собой задачу определить реальную площадь и границы дубравы до начала работ по строительству объекта капитального строительства «Скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км – 58-й км», а также площадь и расположение вырубленного в ходе строительства дороги участка дубравы. Отметим, что вырубка производилась не единовременно, а в несколько этапов в период с мая 2011 г. по август 2012 г.
Для подсчета площади дубравы до вырубки нами использовался мультиспектральный космический снимок WorldView-2 от 7 мая 2010 г., а именно его цветное синтезированное изображение, полученное путем добавления к мультиспектральному изображению панхроматического канала (пространственное разрешение 0,5 м). По результатам его анализа мы оцениваем исходную площадь дубравы в 29,8 га.
Ранее попытка определения исходной площади дубравы была предпринята коллективом авторов под руководством д.б.н. А.А. Маслова (Институт лесоведения РАН, Комитет по общественному экологическому контролю строительства и эксплуатации скоростных автомобильных дорог России при ГК "Автодор") в рамках комплексного обследования дубравы в августе 2011 г. Расчетная площадь дубравы по итогам исследования составила 31 га (Маслов, 2011а, 2011б).
Разница в 1,2 га, вероятно, является следствием того, что коллектив под руководством А.А. Маслова при выполнении анализа использовал космический снимок Spot-5, пространственное разрешение которого гораздо меньше, чем у цветного синтезированного изображения на основе снимка WorldView-2 – 10 м против 0,5 м. Сравнение конфигураций границ дубравы по результатам двух исследований приводится на иллюстрации (рис. 2).
Рис. 2. Химкинская дубрава до начала строительства скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург
Помимо снимка Spot-5 коллективом под руководством А.А. Маслова в иллюстративных целях был использован мультиспектральный снимок WorldView-2 от 23 мая 2011 г., то есть полученный после распускания листвы у дуба. В это время по космическому снимку уже затруднительно точно определить границы дубового насаждения. Возможно поэтому в состав дубравы оказался включен участок, занятый лиственничными посадками и ивовым лесом. Мы же пользовались определением, согласно которому дубрава – формация, в которой дуб является основной лесообразующей древесной породой (Лесная энциклопедия, 1985), то есть учитывали только площадь, исходно занятую сообществами с явным преобладанием дуба.
Таким образом, по результатам проведенного нами анализа мы значительно уточнили фактическую площадь дубравы до проведения в ней вырубок.
Для анализа состояния дубравы с момента начала строительства дороги Москва - Санкт-Петербург нами использовались космические снимки Spot-5 (от 21 июня, 22 августа, 21, 27, 28 сентября, 20 октября 2012 г.), принятые на приемные станции и безвозмездно предоставленные ИТЦ "СканЭкс".
По данным снимкам нами было выявлено, что в северной части дубового насаждения вырублена полоса шириной от 100 до 128 м. При этом 1 га был вырублен в мае 2011 г., а 2,6 га – в июле 2012 г. (рис. 3, 4, 5).
Также нами было отмечено, что вырубка в мае 2011 г. вышла за пределы полосы отвода: 0,2 га было вырублено за отведенными в рубку границами.
Рис. 3. Химкинская дубрава по состоянию на 21 июня 2012 г.
Рис. 4. Химкинская дубрава по состоянию на 22 августа 2012 г.
Рис. 5. Химкинская дубрава по состоянию на 20 октября 2012 г.
Таким образом, согласно анализу спутниковых данных, вырубка разделила дубраву на два фрагмента: меньший (3,5 га) и больший (22,7 га). Общая площадь двух оставшихся участков дубравы по состоянию на 20 октября 2012 г. - 26,2 га. Общая площадь вырубленного участка дубравы (с учетом вырубки за пределами полосы отвода) составляет 3,6 га, или 12,1 % от ее первоначальной площади. По информации ГК «Автодор» от 19.07.2012, площадь вырубки дубравы под автодорогу должна была составить не более 8%.
В полосе отвода скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург остается 0,5 га леса; если вырубка в данном районе будет продолжена, то общая сведенная площадь дубравы составит 13,8 % от исходной.
Часть дубравы (2% от ее площади, 0,6 га) входит в границы кадастрового участка 50:10:0020112:11. Участок примыкает к полосе отвода скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург и полностью расположен в Химкинском лесу. Ранее он относился к землям сельскохозяйственного назначения и числился за ОАО КСХП «Химки». В 150 м от границ кадастрового участка находится активно посещаемый населением г. Химки родник Святого Георгия. Постановлением правительства Московской области «О включении земельных участков в границы г. Химки городского округа Химки» от 18.01.2012 № 58/2 участок был переведен в категорию «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для размещения объектов обслуживания и административно-деловых объектов». По данным Публичной кадастровой карты Росреестра, в настоящее время участок имеет назначение – «для размещения объектов делового назначения, в том числе офисных центров». Таким образом, указанное постановление сняло имевшиеся ранее ограничения на вырубку деревьев и застройку этого участка.
В проекте Генерального плана городского округа Химки на 2010-2020 гг. территория кадастрового участка 50:10:0020112:11 включена в «общественно-деловую функциональную зону», предусматривающую строительство «объектов обслуживания и административно-деловых» (на рис. 6 показано сиреневым цветом). Кроме того, по проекту Генерального плана здесь планируется строительство объекта капитального строительства – гостиницы (на рис. 6 отмечено значком в форме домика). Очевидно, что строительство гостиницы также будет связано с вырубкой деревьев и уменьшением площади дубравы.
Рис. 6. Границы дубравы, совмещенные с проектом Генерального плана городского округа Химки на 2010-2020 гг.
В соответствии со «Схемой территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития», утвержденной постановлением правительства Московской области от 11.07.2007 № 517/23 дубрава целиком попадает в состав «зон планируемого размещения объектов капитального строительства областного значения – территорий концентрации градостроительной активности» (на рис. 7 показано синим цветом с черной штриховой). Данные зоны планируются как точки роста «жилой, производственной, рекреационной среды и роста экономики области». В документе особо отмечено, что здесь будут преобладать «активные новое строительство и реконструкция».
Рис. 7. Границы дубравы, совмещенные со «Схемой территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития»
Таким образом, в ходе проведенного нами анализа выявлены следующие факты:
Площадь Химкинской (Старбеевской) дубравы в ее естественных границах до начала вырубки составляла 29,8 га. Это наиболее крупное по площади компактное дубовое насаждение на территории городского округа Химки и одно из крупнейших в ближнем Подмосковье. Проведение вырубки привело к фрагментации единого ранее дубового массива: он был разделен на два изолированных друг от друга участка (3,5 га и 22,7 га).
С начала вырубки в Химкинской дубраве под строительство объекта капитального строительства «Скоростная автомобильная дорога Москва-Санкт-Петербург на участке 15-й км – 58-й км» ее площадь уменьшилась на 12,1% от первоначальной, то есть фактически вырубленная доля площади дубравы существенно превысила 8%, заявленные ГК "Автодор".
В случае продолжения вырубки в полосе отвода для строительства автомагистрали и проведения вырубки на территории кадастрового участка 50:10:0020112:11 площадь Химкинской дубравы может сократиться еще на 3,7%.
Химкинская дубрава целиком попадает в состав «зон планируемого размещения объектов капитального строительства областного значения – территорий концентрации градостроительной активности».
Химкинская дубрава – одна из немногих хорошо сохранившихся дубрав лесопаркового защитного пояса Москвы – может считаться своего рода эталоном дубовых насаждений ближнего Подмосковья, особенно после вырубки аналогичной по состоянию дубравы в Подушкинском лесу. Также в условиях усиливающейся урбанизации она со временем стала приобретать все большее рекреационное значение для жителей городского округа Химки.
Сейчас этому объекту грозит опасность уничтожения и деградации. Химкинская дубрава нуждается в срочных мерах охраны. Требование сохранить Химкинскую дубраву было включено в "Результаты независимой экологической экспертизы проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км" . О необходимости охраны дубовых насаждений, сохранившихся в лесопарковом поясе Москвы, писали многие биологи и специалисты лесного хозяйства (Чесноков, 1954, 1955; Волков, 1959, 1961; Карписонова, 1967).
Один из наиболее оптимальных вариантов охраны этого ценнейшего природного объекта – создание особо охраняемой природной территории областного значения с соответствующим режимом. Химкинская дубрава сохранится как цельное природное сообщество в том случае, если на ее территории будет запрещена хозяйственная деятельность, связанная со сплошными вырубками леса и строительством капитальных сооружений (в частности, деятельность, связанная с вырубкой леса в полосе отвода «Скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке 15-й км – 58-й км»).
Источники данных:
Алёхин В.В. Геоботанические карты Московской области. Тезисы доклада и картографический материал, представленные советской делегацией на международном географическом конгрессе в Варшаве. М., НИИ БСА мира при ЦИК СССР, 1934.
Алёхин В.В. Растительность и геоботанические районы Московской и сопредельных областей. М.: МОИП, 1947. 71 с.
Беглянова М.И. Остатки широколиственного леса в Химкинском районе, Московской области // Ученые записки Московского областного педагогического института. Т. XLI. Труды кафедры ботаники. Вып. 1. Под. ред. М.В. Культиасова. М., 1956. С. 127-131.
Волков С.В. В защиту дуба в лесах Подмосковья // Лесное хозяйство, № 11, 1959. С. 18-19.
Волков С.В. Особенности роста, современное состояние и товарность дубовых насаждений зеленой зоны города Москвы // Научные записки Воронежского лесотехнического института. Воронеж, 1961. Т. 23. С. 51-68.
Генеральный план развития городского округа Химки. Генеральный (проектный) план (является сводным графическим отображением мероприятий по территориальному планированию городского округа). Заказчик: МУП УКС Химкинского района. Разработано: ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы", ПМПЗ МиМО-3 / А.Г. Меламед, О.В. Ладыгина, Б.А. Богачук, А.А. Соболев, Н.А. Семеновых. Титул № 3-08/1050. Масштаб: разработано 1:10000, выведено 1:20000. М., 2010. Ранее был размещен на официальном сайте администрации городского округа Химки под названием "Проект Генерального плана развития г.о. Химки на 2010 - 2020 гг." (файл genplan2020, формат JPEG, объем 49 538 КБ). Исходный вариант в формате jpeg: здесь (Внимание: размер файла - 50 Мб)
Дубравы СССР. Т. 2. М.; Л.: Гослесбумиздат, 1949. 164 с.
Калиниченко Н.П. Дубравы России. М.: ВНИИЦлесресурс, 2000. 536 с.
Карписонова Р.А. Дубравы лесопарковой зоны Подмосковья. М.: Наука, 1967.104 с.
Лесная энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. Г.И. Воробьев; Ред. колл.: Н.А. Анучин, В.Г. Атрохин, В.Н. Виноградов и др. М.: Советская энциклопедия, 1985. 563 с.
Маслов А.А. Отчет о научно-исследовательской работе "Комплексная лесоводственно-экологическая оценка состояния и сравнительная характеристика Химкинской дубравы". М.: Институт лесоведения РАН, 2011. а) Заключительный. - 119 с. б) Краткая версия отчета. - 22 с.
Чесноков П.И. Дубовые леса Московской области и пути их восстановления // Опыт реконструкции малоценных лесов Московской области. М.-Л.: Гослесбумиздат, 1955. С. 20-38.
Чесноков П.И. Дубовые леса Московской области и пути их восстановления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата с/х наук. М., 1954. 17 с.
Journal information