ecmoru (ecmoru) wrote,
ecmoru
ecmoru

Экологический интернет-портал США опубликовал обширный материал о Химкинском лесе

Американский журналист-эколог Эрик Хоффнер (Erik Hoffner) провел целое расследование о Химкинском лесе и борьбе за него, опросил десятки людей, лично приезжал в Химки и бродил по заповедной дубраве...

Hoffner.jpg

Фото - www.orionmagazine.org

Результатом стала подробная и интересная статья "Russia’s public conservation lands under threat", размещенная 7 мая 2010 г. на крупнейшем экологическом интернет-портале США www.grist.org.

В статье, в частности, рассказывается:

3 года назад стало известно, что губернатор Московской области принял решение строить скоростную трассу Москва - Санкт-Петербург. И хотя жители осознавали необходимость строительства новой дороги, никто в г. Химки, северном пригороде Москвы, не мог понять, почему трасса должна пройти по единственному в городе лесопарку.

Город Химки подвергается постоянному промышленному загрязнению. В то же время Химкинский лесопарк - это большой природный массив из 100-летних дубов, где водятся крупные животные (лоси, кабаны), редкие птицы и бабочки, растения, занесенные в Красную книгу, есть мезотрофные болота с клюквой.

Одновременно, по свидетельству историков, в Химкинском лесу находятся массовые захоронения заключенных сталинской эпохи.

Таким образом, Химкинский лес является ценнейшим объектом с экологической, биологической и исторической точки зрения.

Дорога же, следуя до аэропорта Шереметьево через Химки, должна разрезать лес надвое: лесополоса, отводимая под трассу, составляет 400-600 м, остальную площадь леса занимают объекты капитального строительства и транспортной инфраструктуры.

Российский закон, когда принималось данное решение, запрещал перевод лесопарковых территорий в земли иных категорий. Одной этой нормы было достаточно, чтобы заблокировать проект, однако в 2009 г. она была отменена (ст. 86 Земельного кодекса РФ. - Прим. пер.).

Но у российских защитников природы была еще одна надежда: отдельным законом запрещается перевод лесопарковых земель под федеральное строительство, если есть иные варианты его размещения (ФЗ № 172 от 2004 г. - Прим. пер.). Замминистра транспорта (О. Белозеров. - Прим. ред.) сам указал на наличие альтернативных возможностей прокладки трассы.

Почему же мэром г. Химки из 3 вариантов был принят самый разрушительный для экологии? На этот вопрос не ответили ни местные, ни федеральные чиновники. И здесь возникает крупное обоснованное подозрение, связанное с коррупцией и громадными прибылями.

Строительство в России является сферой сверхдоходов (даже еще больше, чем нефтяная промышленность), хотя она и пострадала сильнее всего из-за глобального экономического кризиса. В результате вырубки леса открываются возможности коммерческого использования лесных земель и древесины. А кроме того, само по себе строительство дороги в России - способ получить огромные деньги: построить 1 км дороги в России стоит 237 миллионов долларов, в то время как в США эта сумма - 6 миллионов долларов.

Застройка леса приносит очень большую прибыль строительным фирмам, которые находятся в тесных отношениях с правительственными чиновниками.

Об этих коррупционных схемах, связанных с уничтожением Химкинского леса, прямо писал в своей газете журналист Михаил Бекетов, пока не подвергся в 2008 г. жестокому нападению. Когда он лежал в больнице в коме после удара бейсбольной битой, неизвестные позвонили туда и угрожали его "добить". Бекетов исследовал финансовые махинации химкинского мэра, но теперь он инвалид, и больше не может этим заниматься. Вот свидетельство того, что Россия является одной из самых опасных стран для журналистов.

Кампания за сохранение Химкинского леса, организованная народным движением "Экооборона", началась в 2007 г. с митинга. После этого были собраны 20 000 подписей в защиту Химкинского леса, проведены массовые акции протеста, рок-концерты, переданы петиции президенту России. Борьба за Химкинский лес освещалась телевидением, газетой "Известия", российскими и иностранными СМИ.

Обращения в российские суды не принесли защитникам природы удачи, давление на выборных должностных лиц не имело результата. И тогда активисты решили обратиться к иностранным участникам проекта. Во французскую строительную фирму Vinci они отнесли символические вязанки дров, а кроме того, стали оказывать давление на Европейский банк реконструкции и развития.

Экологические организации, включая Гринпис, Всемирный фонд дикой природы, Европейскую партию "зеленых", Bankwatch, потребовали от ЕБРР, чтобы он отказался финансировать проект, разрушающий природу.

В результате ЕБРР на неопределенное время приостановил выделение денег на строительство и сказал, что "продолжит его изучать", что само по себе является очевидной победой активистов.

Тогда премьер-министр России Владимир Путин подписал в ноябре 2009 г. скандальное распоряжение, согласно которому трасса может пройти по лесу, вне зависимости от любых законов.

Смелые активисты "Экообороны" подали на него в суд и потребовали от президента Медведева уволить Путина.

В новом судебном разбирательстве защитники леса предъявляли альтернативные варианты размещения дороги, что делало невозможной вырубку Химкинского леса. И хотя ответчиками не было представлено весомых аргументов, суд отклонил иск "Экообороны". Уполномоченный по правам человека вступился за Химкинский лес, но повторное рассмотрение дела также привело к отклонению жалобы активистов.

Таким образом, борьба за Химкинский лесопарк, сопряженная с опасностями и жертвами, ведется уже 3 года. Но каждая новая жертва лишь подтверждает правильность позиции защитников природы. Сигнал, посланный ЕБРР, не пожелавшем вкладываться в проект строительства по Химкинском лесу, нанес мощный удар по сторонникам проекта, тем более в период экономического спада и в тяжелом инвестиционном климате.

Правительство планирует увеличить количество дорог - их действительно не хватает, а те, что есть, в плохом состоянии. Однако на данном примере, когда строительство трассы ведет к освоению громадных сумм и вредит общественной пользе, очень хорошо видно, насколько далеко воплощение провозглашаемых целей от истинных национальных интересов.

Прецедент с Химкинским лесом очень важен в свете все нарастающего освоения лесных территорий в России. Лидер "Экообороны" Евгения Чирикова говорит: "Данная проблема не ограничивается Химкинским лесом. На его примере отрабатывается технология уничтожения и застройки особо ценных природных территорий в России".

Хотя лоббисты проектов прикрываются общественным благом, на деле данная ситуация ведет к экологическому и культурному ущербу для России.

Чтобы узнать больше и поддержать защитников Химкинского леса, подпишите обращение в защиту леса на сайте www.ecmo.ru.

Эрик Хоффнер, координатор экологических групп

Выражаем огромную благодарность Эрику Хоффнеру за его поддержку и прекрасную статью про Химкинский лес и сайту www.grist.org и надеемся, что данный материал послужит еще одним предостережением для возможных инвесторов проекта трассы Москва - Санкт-Петербург в его нынешнем виде.

Subscribe

promo ecmoru april 26, 2013 21:07 Leave a comment
Buy for 50 tokens
Разместите у нас свою информацию!
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment